Согласно письму Министерства образования Республики Беларусь  от 30.05.2019 № 03-02-18/1456/дс «О некоторых вопросах вступительной кампании в УССО в 2019 году» в случае невозможности установить преимущественное право на зачисление абитуриентов при равной общей сумме баллов в порядке перечисления в соответствии с пунктом 29 Правил приема, рекомендовано проводить собеседование с абитуриентами по установлению преимущественного права на зачисление в УССО при равной общей сумме баллов (далее – собеседование) по учебному предмету, указанному в качестве профильного испытания в перечне групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 71 (далее – постановление № 71).

ДАТЫ И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С АБИТУРИЕНТАМИ
(ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА НА ЗАЧИСЛЕНИЕ В УССО ПРИ РАВНОЙ ОБЩЕЙ СУММЕ БАЛЛОВ)
Уровень ССО

Специальность

Профильный предмет, по которому будет проходить собеседование (в устной форме)

Дата, время, место проведения

собеседования

2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

Техник-программист (платно)

Математика

15 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-108

2-36 01 56 «Мехатроника»

Мехатроник 5-го разряда (радиоэлектронное производство)

Математика

5 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-108

2-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Техник-электромеханик

Математика

5 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-108

2-36 03 31 Монтаж и эксплуатация электрооборудования (по направлениям)

2-36 03 31-01 Монтаж и эксплуатация электрооборудования (производственная деятельность)

Техник-электрик

Математика

5 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-108

2-39 03 02 Программируемые мобильные системы    

Техник-электроник

Математика

5 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-108

2-41 01 02 Микро- и наноэлектронные технологии и системы Техник-технолог

Математика

5 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-108

2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Секретарь-референт

История Беларуси

5 августа в 14.00

Казинца, 91

каб. 2-211

Вопросы по учебному предмету «Математика»
для проведения собеседования с абитуриентами
по установлению преимущественного права на зачисление
при равной общей сумме баллов
Геометрический компонент

  1. Что такое аксиома?
  2. Что такое теорема?
  3. Сформулируйте основные аксиомы планиметрии?
  4. Как могут располагаться прямые на плоскости?
  5. Какие прямые называются параллельными?
  6. Какие прямые называются перпендикулярными?
  7. Что такое луч? Начертите луч и обозначьте его.
  8. Какая фигура называется углом? Какой угол называется острым? Прямым? Тупым? Начертите угол и подпишите вершину и стороны угла
  9. Какие углы называются вертикальными, смежными? Проиллюстрируйте ответ.
  10. Какой угол называется развернутым, полным? Проиллюстрируйте ответ.
  11. Какие углы называются внутренними односторонними? Внутренними накрест лежащими? Соответственными? Проиллюстрируйте ответ.
  12. Что такое треугольник? Какие бывают треугольники? 
  13. Какой треугольник называется равносторонним? Формула для нахождения площади равностороннего треугольника.
  14. Какая точка является центром окружности, вписанной в треугольник? Какая точка является центром окружности, описанной около треугольника?
  15. Какой треугольник называется равнобедренным? Прямоугольным? Сформулируйте теоремы для прямоугольного треугольник.
  16. По каким формулам можно найти площадь произвольного треугольника?
  17. Что называется медианой треугольника? Высотой треугольника? Биссектрисой угла треугольника? Начерти треугольник, проведи в нем медиану, высоту, биссектрису.
  18. Сформулируйте признаки равенства треугольников.
  19. Сформулируйте признаки подобия треугольников.
  20. Сформулируйте теорему синусов.
  21. Сформулируйте теорему косинусов.
  22. Сформулируйте теорему Фалеса.
  23. Что называется синусом угла α? Косинусом угла α? Назовите значения синуса, косинуса для углов  0˚, 30˚, 45˚, 60˚,90˚.
  24. Что называется тангенсом угла α? Котангенсом угла α? Для какого значения α тангенс  не определен и почему?
  25. Какой четырехугольник называется параллелограммом? Сформулируйте основные свойства параллелограмма. Формулы площади параллелограмма.
  26. Какая фигура называется прямоугольником? Сформулируйте основные свойства прямоугольника. Формулы площади прямоугольника.
  27. Какая фигура называется ромбом? Сформулируйте основные свойства ромба. Формулы площади ромба.
  28. Какая фигура называется трапецией? Сформулируйте основные свойства трапеции. Формулы площади трапеции.
  29. Какой многоугольник называется правильным? Формула для вычисления площади правильного многоугольника.
  30. Чему равна сумма всех углов правильного многоугольника? Назовите формулу для вычисления угла правильного п-угольника.
  31. Дайте определение окружности. Чем отличаются окружность и круг?
  32. По какой формуле вычисляется длина окружности? Площадь круга? Площадь кругового сектора?
  33. Какой угол называется вписанным? Центральным?
  34. Какая окружность называется описанной около многоугольника? Какая окружность называется вписанной в многоугольник?
  35. Около какого четырехугольника можно описать окружность? В какой четырехугольника можно вписать окружность?

Алгебраический компонент

  1. Дайте определение натурального (целого, рационального, иррационального) числа.
  2. Дайте определения десятичной и обыкновенной дробей. Переход от десятичной дроби к обыкновенной. Основные свойства обыкновенных дробей.
  3. Что такое процент? Как выразить процент десятичной дробью?
  4. Что такое стандартный вид числа?
  5. Что такое одночлен? Дайте определение стандартного вида одночлена. Чему равна степень одночлена?
  6. Что такое многочлен? Дайте определение стандартного вида многочлена. Чему равна степень многочлена?
  7. Дайте определение числового выражения. Какие выражения называются тождественно равным?
  8. Сформулируйте способы разложения выражения на множители.
  9. Сформулируйте формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, куб суммы, куб разности, сумма кубов, разность кубов).
  10. Что называется степенью числа с натуральным показателем?
  11. Сформулируйте основные свойства степеней с натуральным показателем
  12. Что называется степенью числа с целым показателем?
  13. Сформулируйте основные свойства степеней с целым показателем. Степень с отрицательным показателем.
  14. Определите уравнение с одной переменной. Что значит решить уравнение? Какие уравнения называются равносильными?
  15. Дайте определение квадратного уравнения. Формулы корней квадратного уравнения.
  16. Определите приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
  17. Дайте определение иррационального уравнения. Способы избавления от иррациональности в знаменателе выражения.
  18. Назовите способы решения систем уравнений с двумя переменными.
  19. Что называется числовым неравенством? Строгие и нестрогие неравенства. Двойные неравенства.
  20. Назовите способы решения систем неравенств с двумя переменными.
  21. Дайте определение арифметического квадратного корня. Назовите свойства корней.
  22. Дайте определение функции? Область определения, область значений функции.
  23. Назовите способы задания функции.
  24. Что называется графиком функции?
  25. Определите нули функции, положительные и отрицательные значения функции. Определить промежутки возрастания, убывания функции
  26. Дайте определение линейной функции. Свойства, графики функций y= kx , y = kx + b.
  27. Взаимное расположение графиков линейных функций y = k1x + b1 и y = k2x + b2
  28. Дайте определение квадратичной функции. Свойства, график функции.
  29. Функция, её свойства и график.
  30. Функция . Её свойства и график.
  31. Определите арифметическую прогрессию Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии.
  32. Определите геометрическую прогрессию Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии.

Вопросы по учебному предмету «История Беларуси»

для проведения собеседования с абитуриентами
по установлению преимущественного права на зачисление
при равной общей сумме баллов

  1. Жыццѐ і заняткі першабытных людзей на тэрыторыі Беларусі.
  2. Усходнеславянскія плямѐны на беларускіх землях: рассяленне, грамадскія і гаспадарчыя адносіны ў VІІІ – ІХ стст.
  3. Полацкае княства ў ІХ – ХІ стст. Княжацка-вечавы лад.
  4. Гарады на беларускіх землях ў ІХ – сярэдзіне ХІІІ ст.: шляхі ўзнікнення, паходжанне назваў і гаспадарчае жыццѐ гараджан.
  5. Развіццѐ культуры на беларускіх землях у ІХ – сярэдзіне ХІІІ ст. Рэлігійна-асветніцкія дзеячы.
  6. Перадумовы ўтварэння Вялікага Княства Літоўскага.
  7. Умацаванне велікакняжацкай улады ў Вялікім Княстве Літоўскім у першай палове ХIV ст. Паходжанне назвы княства.
  8. Дзяржаўны лад Вялікага Княства Літоўскага ў сярэдзіне ХІІІ– ХІV ст. Барацьба за вялікае княжанне.
  9. Збліжэнне Вялікага Княства Літоўскага з Польшчай. Крэўская ўнія 1385 г.: прычыны, умовы і наступствы.
  10. Барацьба з агрэсіяй крыжакоў у ХІІІ – ХІV стст. Грунвальдская бітва.
  11. Змены ў дзяржаўным ладзе Вялікага Княства Літоўскага ў ХV – першай палове ХVІ ст.
  12. Саслоўі ў Вялікім Княстве Літоўскім у ХІV – сярэдзіне ХVІ ст. Этапы запрыгоньвання сялянства.
  13. Развіццѐ гарадоў у ХІV – сярэдзіне ХVІ ст. Магдэбургскае права.
  14. Утварэнне беларускай народнасці. Паходжанне назвы «Белая Русь».
  15. Культура беларускіх зямель у ХIV – першай палове ХVІ ст.
  16. Францыск Скарына – усходнеславянскі і беларускі гуманіст, асветнік, першадрукар. Погляды і выдавецкая дзейнасць.
  17. Утварэнне Рэчы Паспалітай: прычыны і ўмовы аб’яднання Польшчы і Вялікага Княства Літоўскага. Люблінская унія 1569 г.
  18. Палітычнае становішча Вялікага Княства Літоўскага ў складзе Рэчы Паспалітай у апошняй трэці ХVI – пачатку ХVІІ ст. Статут ВКЛ 1588 г.
  19. «Валочная памера» 1557 г. Станаўленне фальваркова-паншчыннай сістэмы гаспадарання.
  20. Гарадское жыццѐ на тэрыторыі Беларусі ў другой палове ХVІ – першай палове ХVІІІ ст. Цэхі. Узнікненне мануфактур.
  21. Рэфармацыя і Контррэфармацыя на беларускіх землях.
  22. Унутрыпалітычнае становішча Вялікага Княства Літоўскага ў першай палове ХVІ ст.  
  23. Берасцейская царкоўная ўнія 1596 г.: перадумовы заключэння, змест і распаўсюджванне ўніяцтва на беларускіх землях.  
  24. Пашырэнне ўплыву Адраджэння на беларускіх землях у сярэдзіне ХVІ – пачатку ХVІІ ст.
  25. Беларускія землі ў час войнаў другой паловы ХVІІ – першай паловы ХVІІІ ст.  
  26. Палітычны крызіс Рэчы Паспалітай і яе падзелы. Паўстанне 1794 г. і яго падзеі на беларускіх землях.
  27. Культура беларускіх зямель у другой палове ХVІІ – першай палове ХVІІІ ст.  
  28. Культура беларускіх зямель у другой палове ХVІІІ ст.
  29. Спробы эканамічных рэформ у другой палове ХVІІІ ст. на беларускіх землях. Магнацкае прадпрымальніцтва.
  30. Саслоўная і канфесіянальная палітыка царскага ўрада на беларускіх землях у канцы ХVІІІ – пачатку ХІХ ст. Полацкі царкоўны сабор 1839 г.
  31. Рэформы ў сельскай гаспадарцы на беларускіх землях ў сярэдзіне ХІХ ст.
  32. Беларусь у час Айчыннай вайны 1812 г.
  33. Грамадска-палітычны рух на беларускіх землях у першай трэці ХІХ ст.
  34. Культура беларускіх зямель у першай палове ХІХ ст.
  35. Паўстанне 1863–1864 гг. на беларускіх землях. Погляды і дзейнасць   К. Каліноўскага.
  36. Адмена прыгоннага права на беларускіх землях: умовы і асаблівасці.
  37. Сталыпінскія рэформы і іх ажыццяўленне ў Беларусі.
  38. Прамысловае развіццѐ і стан гарадоў беларускіх зямель у 60-я гг. ХІХ – пачатку ХХ ст.
  39. Падзеі Першай сусветнай вайны на беларускіх землях.
  40. Умовы і асаблівасці фарміравання беларускай нацыі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст.
  41. Культура Беларусі ў 60-я гг. ХІХ – пачатку ХХ ст.
  42. Падзеі расійскай рэвалюцыі 1905–1907 гг. на беларускіх землях. Лютаўская рэвалюцыя 1917 г. у Беларусі.

Письмо Министерства образования Республики Беларусь
от 30.05.2019 № 03-02-18/1456/дс
«О некоторых вопросах вступительной кампании в УССО в 2019 году» 

В целях оптимизации работы приемных комиссий учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), Министерство образования обращает внимание на некоторые аспекты организации приемной кампании в 2019 году:

1. На основании пункта 40 Правил приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 (далее – Правила приема), вопросы приема в УССО, не урегулированные Правилами приема, решаются приемными комиссиями учреждений образования в соответствии с законодательством.

Порядок работы приемных комиссий УССО определен Положением о приемной комиссии учреждения среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 43 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения приемная комиссия УССО в рамках своей компетенции принимает решение о зачислении абитуриентов в число учащихся.

Решения приемной комиссии принимаются простым большинством голосов (при наличии не менее двух третей ее состава) и оформляются протоколом, который подписывается председателем приемной комиссии и ответственным секретарем приемной комиссии (пункт 7 Положения).

Исходя из указанного следует, что приемная комиссия УССО имеет право принимать самостоятельные решения по вопросам, не урегулированным законодательством.

В частности, в случае невозможности установить преимущественное право на зачисление абитуриентов при равной общей сумме баллов в порядке перечисления в соответствии с пунктом 29 Правил приема, рекомендуем провести собеседование с абитуриентами по установлению преимущественного права на зачисление в УССО при равной общей сумме баллов (далее – собеседование) по учебному предмету, указанному в качестве профильного испытания в перечне групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 71 (далее – постановление № 71).

Собеседование следует проводить в сроки зачисления абитуриентов в УССО, установленные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 апреля 2014 г. № 41. Процедуру собеседования рекомендуем организовать в соответствии с пунктами 15-42 Положения и рекомендациями (прилагаются).

2. При зачислении абитуриентов, поступающих в УССО, в том числе на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием в сокращенный срок получения среднего специального образования (далее – ССО), на специальности (направления специальностей), на которые конкурс в определенной форме получения ССО в год, предшествующий приему, составлял 1,5 и менее человека на место, по конкурсу среднего балла документа об образовании, учебный предмет, соответствующий профильному испытанию, по которому в документе об образовании должна быть отметка не ниже 4 (четырех) баллов, определяется согласно постановлению № 71.

3. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 июня 2017 г. № 58 (далее – постановление № 58) внесены изменения в  образцы документов об образовании (образец свидетельства об общем базовом образовании, образец свидетельства об общем базовом образовании с отличием, образец аттестата об общем среднем образовании, образец аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью, образец аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью), утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 194 (далее – постановление № 194). Согласно пункту 2 постановления № 194 учреждениям общего среднего образования разрешено расходовать при выдаче документов об образовании имеющиеся в наличии бланки документов об образовании и приложения к ним до их полного использования. Следовательно, приемные комиссии УССО вправе принимать указанные документы об образовании по формам, утвержденным как постановлением № 194, так и постановлением № 58.

4. При поступлении для получения среднего специального образования в сокращенный срок на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием зачисляются по конкурсу среднего балла:

одного документа об образовании (диплома о профессионально-техническом образовании, подтверждающего получение общего среднего образования) абитуриенты, которые получили профессионально-техническое образование на основе общего базового образования;

двух документов об образовании (аттестата об общем среднем образовании и диплома о профессионально-техническом образовании без получения общего среднего образования) абитуриенты, которые получили профессионально-техническое образование на основе общего среднего образования. При этом средний балл определяется как среднее арифметическое при суммировании всех отметок в обоих документах об образовании (аттестате об общем среднем образовании и дипломе о профессионально-техническом образовании).

5. В связи с тем, что ежегодный Международный детский конкурс «Музыка надежды» (далее – мероприятие) проводится по разным номинациям, Министерство образования совместно с Министерством культуры полагают возможным применение нормы, указанной в пункте 26 Правил приема, для данного мероприятия.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Первый заместитель Министра                                      И.А. Старовойтова

Приложение к
письму
Министерства
образования

Рекомендации по организации и проведению собеседования с абитуриентами по установлению преимущественного права 
на зачисление в УССО при равной общей сумме баллов

Для проведения собеседования руководитель УССО (структурного подразделения учреждения высшего образования) приказом утверждает состав комиссии по проведению собеседования (далее – комиссия) и ее председателя.

В состав комиссии не включаются лица, находящиеся в отношениях близкого родства или свойства с абитуриентами.

Задания (вопросы) для проведения собеседования составляются комиссией в соответствии с учебной программой по учебному предмету, указанному в качестве профильного испытания в перечне групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 71.

Программы вступительных испытаний для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения высшего и среднего специального образования в 2019 году, утверждены приказом Министра образования Республики Беларусь от 30 октября 2018 г.  № 765.

Собеседование проводится в рамках сроков зачисления, установленных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 апреля 2014 г. № 41.

Абитуриент, который не смог явиться на собеседование в установленный день по уважительной причине (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию в собеседовании, подтвержденные документально), по решению комиссии допускается к участию в собеседовании в другой день в пределах сроков проведения собеседования.

Абитуриент, который не смог явиться на собеседование в установленный день по неуважительной причине, к участию в собеседовании не допускается.

Собеседование проводится в устной форме. Собеседование с абитуриентом проводят не менее двух членов комиссии. Ход собеседования отражается в бланке устного ответа на собеседовании по предлагаемой форме (прилагается).

По результатам собеседования комиссией принимается решение об итогах прохождения абитуриентом собеседования (выставление отметки по 10-балльной системе в соответствии с нормами оценки знаний абитуриентов, установленными Министерством образования Республики Беларусь для учебных предметов).

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии.

В случае несогласия абитуриента с результатом собеседования, им подается апелляция на имя председателя комиссии в день проведения собеседования. Апелляция подлежит рассмотрению комиссией в день ее подачи.