Согласно письму Министерства образования Республики Беларусь от 08.06.2020 № 03-02-18/4911/дс «О некоторых вопросах вступительной кампании в УССО в 2020 году» в случае невозможности установить преимущественное право на зачисление абитуриентов при равной общей сумме баллов в порядке перечисления в соответствии с пунктом 29 Правил приема, рекомендовано проводить собеседование с абитуриентами по установлению преимущественного права на зачисление в УССО при равной общей сумме баллов (далее – собеседование) по учебному предмету, указанному в качестве профильного испытания в перечне групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 29 июня 2015 г. № 71 (далее – постановление № 71). Собеседование следует проводить в сроки зачисления абитуриентов в УССО, установленные постановлением № 41. Процедуру собеседования рекомендуем организовать в соответствии с пунктами 15-42 постановления № 43 и рекомендациями.
Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 08.06.2020 № 03-02-18/4911/дс
О некоторых вопросах вступительной кампании в УССО в 2020 году
Вопросы по учебному предмету «Математика»
для проведения собеседования с абитуриентами
по установлению преимущественного права на зачисление
при равной общей сумме баллов
Геометрический компонент
- Что такое аксиома?
- Что такое теорема?
- Сформулируйте основные аксиомы планиметрии?
- Как могут располагаться прямые на плоскости?
- Какие прямые называются параллельными?
- Какие прямые называются перпендикулярными?
- Что такое луч? Начертите луч и обозначьте его.
- Какая фигура называется углом? Какой угол называется острым? Прямым? Тупым? Начертите угол и подпишите вершину и стороны угла
- Какие углы называются вертикальными, смежными? Проиллюстрируйте ответ.
- Какой угол называется развернутым, полным? Проиллюстрируйте ответ.
- Какие углы называются внутренними односторонними? Внутренними накрест лежащими? Соответственными? Проиллюстрируйте ответ.
- Что такое треугольник? Какие бывают треугольники?
- Какой треугольник называется равносторонним? Формула для нахождения площади равностороннего треугольника.
- Какая точка является центром окружности, вписанной в треугольник? Какая точка является центром окружности, описанной около треугольника?
- Какой треугольник называется равнобедренным? Прямоугольным? Сформулируйте теоремы для прямоугольного треугольник.
- По каким формулам можно найти площадь произвольного треугольника?
- Что называется медианой треугольника? Высотой треугольника? Биссектрисой угла треугольника? Начерти треугольник, проведи в нем медиану, высоту, биссектрису.
- Сформулируйте признаки равенства треугольников.
- Сформулируйте признаки подобия треугольников.
- Сформулируйте теорему синусов.
- Сформулируйте теорему косинусов.
- Сформулируйте теорему Фалеса.
- Что называется синусом угла α? Косинусом угла α? Назовите значения синуса, косинуса для углов 0˚, 30˚, 45˚, 60˚,90˚.
- Что называется тангенсом угла α? Котангенсом угла α? Для какого значения α тангенс не определен и почему?
- Какой четырехугольник называется параллелограммом? Сформулируйте основные свойства параллелограмма. Формулы площади параллелограмма.
- Какая фигура называется прямоугольником? Сформулируйте основные свойства прямоугольника. Формулы площади прямоугольника.
- Какая фигура называется ромбом? Сформулируйте основные свойства ромба. Формулы площади ромба.
- Какая фигура называется трапецией? Сформулируйте основные свойства трапеции. Формулы площади трапеции.
- Какой многоугольник называется правильным? Формула для вычисления площади правильного многоугольника.
- Чему равна сумма всех углов правильного многоугольника? Назовите формулу для вычисления угла правильного п-угольника.
- Дайте определение окружности. Чем отличаются окружность и круг?
- По какой формуле вычисляется длина окружности? Площадь круга? Площадь кругового сектора?
- Какой угол называется вписанным? Центральным?
- Какая окружность называется описанной около многоугольника? Какая окружность называется вписанной в многоугольник?
- Около какого четырехугольника можно описать окружность? В какой четырехугольника можно вписать окружность?
Алгебраический компонент
- Дайте определение натурального (целого, рационального, иррационального) числа.
- Дайте определения десятичной и обыкновенной дробей. Переход от десятичной дроби к обыкновенной. Основные свойства обыкновенных дробей.
- Что такое процент? Как выразить процент десятичной дробью?
- Что такое стандартный вид числа?
- Что такое одночлен? Дайте определение стандартного вида одночлена. Чему равна степень одночлена?
- Что такое многочлен? Дайте определение стандартного вида многочлена. Чему равна степень многочлена?
- Дайте определение числового выражения. Какие выражения называются тождественно равным?
- Сформулируйте способы разложения выражения на множители.
- Сформулируйте формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, куб суммы, куб разности, сумма кубов, разность кубов).
- Что называется степенью числа с натуральным показателем?
- Сформулируйте основные свойства степеней с натуральным показателем
- Что называется степенью числа с целым показателем?
- Сформулируйте основные свойства степеней с целым показателем. Степень с отрицательным показателем.
- Определите уравнение с одной переменной. Что значит решить уравнение? Какие уравнения называются равносильными?
- Дайте определение квадратного уравнения. Формулы корней квадратного уравнения.
- Определите приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
- Дайте определение иррационального уравнения. Способы избавления от иррациональности в знаменателе выражения.
- Назовите способы решения систем уравнений с двумя переменными.
- Что называется числовым неравенством? Строгие и нестрогие неравенства. Двойные неравенства.
- Назовите способы решения систем неравенств с двумя переменными.
- Дайте определение арифметического квадратного корня. Назовите свойства корней.
- Дайте определение функции? Область определения, область значений функции.
- Назовите способы задания функции.
- Что называется графиком функции?
- Определите нули функции, положительные и отрицательные значения функции. Определить промежутки возрастания, убывания функции
- Дайте определение линейной функции. Свойства, графики функций y= kx , y = kx + b.
- Взаимное расположение графиков линейных функций y = k1x + b1 и y = k2x + b2
- Дайте определение квадратичной функции. Свойства, график функции.
- Функция, её свойства и график.
- Функция . Её свойства и график.
- Определите арифметическую прогрессию Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы nчленов арифметической прогрессии.
- Определите геометрическую прогрессию Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии.
Вопросы по учебному предмету «История Беларуси»
для проведения собеседования с абитуриентами
по установлению преимущественного права на зачисление
при равной общей сумме баллов
- Жыццѐ і заняткі першабытных людзей на тэрыторыі Беларусі.
- Усходнеславянскія плямѐны на беларускіх землях: рассяленне, грамадскія і гаспадарчыя адносіны ў VІІІ – ІХ стст.
- Полацкае княства ў ІХ – ХІ стст. Княжацка-вечавы лад.
- Гарады на беларускіх землях ў ІХ – сярэдзіне ХІІІ ст.: шляхі ўзнікнення, паходжанне назваў і гаспадарчае жыццѐ гараджан.
- Развіццѐ культуры на беларускіх землях у ІХ – сярэдзіне ХІІІ ст. Рэлігійна-асветніцкія дзеячы.
- Перадумовы ўтварэння Вялікага Княства Літоўскага.
- Умацаванне велікакняжацкай улады ў Вялікім Княстве Літоўскім у першай палове ХIV ст. Паходжанне назвы княства.
- Дзяржаўны лад Вялікага Княства Літоўскага ў сярэдзіне ХІІІ– ХІV ст. Барацьба за вялікае княжанне.
- Збліжэнне Вялікага Княства Літоўскага з Польшчай. Крэўская ўнія 1385 г.: прычыны, умовы і наступствы.
- Барацьба з агрэсіяй крыжакоў у ХІІІ – ХІV стст. Грунвальдская бітва.
- Змены ў дзяржаўным ладзе Вялікага Княства Літоўскага ў ХV – першай палове ХVІ ст.
- Саслоўі ў Вялікім Княстве Літоўскім у ХІV – сярэдзіне ХVІ ст. Этапы запрыгоньвання сялянства.
- Развіццѐ гарадоў у ХІV – сярэдзіне ХVІ ст. Магдэбургскае права.
- Утварэнне беларускай народнасці. Паходжанне назвы «Белая Русь».
- Культура беларускіх зямель у ХIV – першай палове ХVІ ст.
- Францыск Скарына – усходнеславянскі і беларускі гуманіст, асветнік, першадрукар. Погляды і выдавецкая дзейнасць.
- Утварэнне Рэчы Паспалітай: прычыны і ўмовы аб’яднання Польшчы і Вялікага Княства Літоўскага. Люблінская унія 1569 г.
- Палітычнае становішча Вялікага Княства Літоўскага ў складзе Рэчы Паспалітай у апошняй трэці ХVI – пачатку ХVІІ ст. Статут ВКЛ 1588 г.
- «Валочная памера» 1557 г. Станаўленне фальваркова-паншчыннай сістэмы гаспадарання.
- Гарадское жыццѐ на тэрыторыі Беларусі ў другой палове ХVІ – першай палове ХVІІІ ст. Цэхі. Узнікненне мануфактур.
- Рэфармацыя і Контррэфармацыя на беларускіх землях.
- Унутрыпалітычнае становішча Вялікага Княства Літоўскага ў першай палове ХVІ ст.
- Берасцейская царкоўная ўнія 1596 г.: перадумовы заключэння, змест і распаўсюджванне ўніяцтва на беларускіх землях.
- Пашырэнне ўплыву Адраджэння на беларускіх землях у сярэдзіне ХVІ – пачатку ХVІІ ст.
- Беларускія землі ў час войнаў другой паловы ХVІІ – першай паловы ХVІІІ ст.
- Палітычны крызіс Рэчы Паспалітай і яе падзелы. Паўстанне 1794 г. і яго падзеі на беларускіх землях.
- Культура беларускіх зямель у другой палове ХVІІ – першай палове ХVІІІ ст.
- Культура беларускіх зямель у другой палове ХVІІІ ст.
- Спробы эканамічных рэформ у другой палове ХVІІІ ст. на беларускіх землях. Магнацкае прадпрымальніцтва.
- Саслоўная і канфесіянальная палітыка царскага ўрада на беларускіх землях у канцы ХVІІІ – пачатку ХІХ ст. Полацкі царкоўны сабор 1839 г.
- Рэформы ў сельскай гаспадарцы на беларускіх землях ў сярэдзіне ХІХ ст.
- Беларусь у час Айчыннай вайны 1812 г.
- Грамадска-палітычны рух на беларускіх землях у першай трэці ХІХ ст.
- Культура беларускіх зямель у першай палове ХІХ ст.
- Паўстанне 1863–1864 гг. на беларускіх землях. Погляды і дзейнасць К. Каліноўскага.
- Адмена прыгоннага права на беларускіх землях: умовы і асаблівасці.
- Сталыпінскія рэформы і іх ажыццяўленне ў Беларусі.
- Прамысловае развіццѐ і стан гарадоў беларускіх зямель у 60-я гг. ХІХ – пачатку ХХ ст.
- Падзеі Першай сусветнай вайны на беларускіх землях.
- Умовы і асаблівасці фарміравання беларускай нацыі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст.
- Культура Беларусі ў 60-я гг. ХІХ – пачатку ХХ ст.
- Падзеі расійскай рэвалюцыі 1905–1907 гг. на беларускіх землях. Лютаўская рэвалюцыя 1917 г. у Беларусі.