Основными причинами несчастных случаях на объектах железнодорожного транспорта являются: личная безответственность и невнимательность, пренебрежение правилами безопасности при нахождении вблизи железнодорожных путей, игнорирование предупредительных сигналов, переход железнодорожных путей в неустановленных местах, разговоры по мобильному телефону и прослушивание музыки в наушниках во время пересечения железнодорожных путей, нарушение водителями правил дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов, а также нахождение пострадавших в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения.

Для предотвращения наезда на людей локомотивными бригадами поездов во‘ всех случаях применяется экстренное торможение. При этом локомотиву и вагонам наносится определенный ущерб. При расчете причиненного ущерба во внимание принимаются многие показатели, в том числе стоимость израсходованной энергии, топлива, а также вынужденного простоя поездов. В случае если травмирования человека удалось избежать, гражданин привлекается к административной ответственности по ч.5 ст.18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кроме того, виновное лицо может быть привлечено к обязательству по погашению ущерба Белорусской железной дороге в полном объеме.

Правила безопасности при нахождении на железнодорожных путях и вблизи железнодорожного полотна:

  1. Переход через железнодорожные пути необходимо осуществлять в установленных и обозначенных для этого местах (пешеходные переходы, тоннели, переезды, настилы, мосты).
  2. Перед переходом железнодорожного пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося по нему поезда, локомотива.
  3. При приближении движущегося поезда необходимо остановиться, пропустить его, и убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить движение.
  4. При переходе через железнодорожные пути не следует пользоваться средствами мобильной связи и наушниками.
  5. Подходя и подъезжая на автомобиле к железнодорожному переезду, необходимо внимательно следить за световой, звуковой сигнализацией и положением шлагбаумов. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме и разрешающем показании светофора.
  6. Запрещается подлезать под вагонами, локомотивами и перелезать через автосцепные устройства между вагонами для перехода через железнодорожный путь.
  7. Запрещается сидеть на рельсах, шпалах, краях платформ и других местах вблизи железнодорожного полотна.
  8. Запрещается прыгать с железнодорожных платформ на железнодорожные пути, заходить за ограничительную линию у края платформы.
  9. Запрещается приближаться к проходящему поезду на расстояние, при котором возможно воздействие затягивающего воздушного потока, образуемого проходящим железнодорожным подвижным составом.
  10. Запрещается бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим, проходящим или отправляющимся (движущимся) поездом.
  11. Запрещается разрешать детям играть у путей, на платформах, вблизи устройств контактной сети и электроснабжения, оставлять их без присмотра и контроля.
  12. Запрещается сходить и садиться в вагон на ходу поезда, кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов.
  13. Запрещается кататься с откосов и насыпей на лыжах и санках.
  14. Запрещается подниматься на опоры контактной сети и крыши подвижного состава, приближаться на расстояние ближе 2 метров и прикасаться какими-либо предметами к опорам контактной сети, спускам, идущим от опоры к рельсу, токоведущему оборудованию под вагонами пассажирских и электропоездов.
  15. Запрещается приближаться к лежащему на земле электропроводу на расстояние ближе 8 метров.
  16. Запрещается проникать в помещения, в которых расположены электроустановки