Проект "Листая славные страницы"

Колледж имеет в городе и республике положительный имидж и важно это состояние удержать. Нравственной и мотивационной платформой для этой цели мог стать корпоративный патриотизм педагогов и учащихся, который основан на исторических традициях и заслугах колледжа на протяжении полувека. Поэтому ведение и пополнение портфолио колледжа, которое является ресурсом, отображающим рост учебных и профессиональных достижений всех участников педагогического процесса, стало основой для летописи знаменательных событий колледжа. На представленных страницах вы можете ознакомиться с растущими достижениями нашего колледжа за период более 50 лет.

В колледже работали и пока работают значительное количество ветеранов, которые создавали историю колледжа и позитивный имидж учреждения образования. Их отношение к колледжу, к истории его развития служат примером для последующего поколения педагогов. Важно было на них опереться и обеспечить в дальнейшем преемственность поколений, не утратив то хорошее, что уже было и создать такой культурный контекст, в рамках которого педагоги и учащиеся гордились бы своим учреждения образования, его историей, стремились бы приумножить достижения.

Проект актуален и потому, что те ценности и задачи, на которые мы ориентируем наших учащихся в рамках представляемого проекта, хорошо согласуются с основными нормативными документами, которые определяют направления воспитательной работы в учреждения образования.

С учетом этого, была сформулирована ведущая идея проекта: создание информационной и воспитательной среды посредством описания истории становления и развития колледжа, декларирования корпоративных ценностей, их закрепления и развития у субъектов образовательных отношений через введение в организационную культуру учреждения образования элементов, связанных с этой историей, будет способствовать:

  • развитию корпоративного патриотизма;
  • сохранению преемственности поколений;
  • формированию уважительного отношения молодых людей к результатам прежних свершений, исключению разрыва морально-этических связей между поколениями.

Цель: Создать на основе истории становления и развития колледжа информационную и воспитательную среду, способствующую формированию корпоративного патриотизма субъектов образовательных отношений.

Мы составили алгоритм формирования элементов проекьа и выделили в нем 4 этапа - определяющий, формирующий, фиксирующий и аналитический. И на каждом этапе обозначили ряд задач.

Определяющий этап

  1. Определение концептуальных идей, объясняющих миссию учреждения образования, стратегий, основных целей и ценностей (приоритетов, принципов, подходов, норм и желательных образцов поведения), представление их в корпоративном кодексе.
  2. Определение форм и методов работы с педагогами и учащимися по созданию информационной и воспитательной среды для формирования корпоративного патриотизма на основе истории становления и развития колледжа и представление их в планирующих документах.
  3. Определение средств диагностики, позволяющих оценить состояние организационной культуры и эффективность проведенной работы по созданию информационной и воспитательной среды для формирования корпоративного патриотизма на основе истории становления и развития колледжа.

Формирующий этап

  1. Создание информационно-содержательной базы элементов организационной культуры, основанных на истории его становления и развития (история и летопись становления и развития учреждения образования, виртуальный музей колледжа, книга «Родной столице - наш славный труд!»).
  2. Разработка и введение символов и ритуалов, способствующих формированию у учащихся чувства принадлежности к истории развития учреждения образования и чувства ответственности за формирование имиджа и истории дальнейшего развития колледжа.
  3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие и закрепление желательных ценностей и образцов поведения (газета «220 Вольт», акции, торжественные и тематические вечера, клуб волонтеров «Помоги ветерану» и т.д.).
  4. Апробация разработанных организационных мероприятий, закрепление декларируемых ценностей на подсознательном уровне у учащихся и педагогов.
  5. Поддержание, становление и развитие обозначенных элементов организационной культуры, формирование их у новых педагогов и учащихся.

Фиксирующий этап

Диагностика результативности проведенной работы в рамках проекта.

Аналитический этап

Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации. Оценка успешности достижения поставленных целей и задач. Анализ.

Была разработана схема создания информационной среды и введения в организационную культуру учреждения образования элементов, связанных с историей колледжа. В эту схему включены символика, корпоративный дизайн, традиционные формы работы, связанные с историей учреждения образования. 

Особая роль в формировании организационной культуры принадлежит корпоративному кодексу учреждения образования, который был принят в 2013 году. В кодексе прописана миссия колледжа, ценности и принципы корпоративной деятельности и ответственность за эту деятельность.

Он связывает исторические ценности и принципы деятельности с новациями сегодняшнего дня, обеспечивая преемственный характер корпоративной культуры учреждения образования. Формулируя миссию колледжа, мы уже эту связь предусмотрели. Свою миссию мы видим в подготовке конкурентноспособных, востребованных на рынке труда специалистов, в соответствии с современными требованиями и с лучшими традициями, сформированными многолетней историей развития учреждения образования.

На определяющем этапе нашей работы мы обозначили направления работы педагогов по созданию информационной среды; воспитательного пространства, отражающего историю становления и развития нашего колледжа; традиционные виды и формы работы с учащимися, через которые в последствии, на формирующем этапе нашей работы, транслировались и закреплялись корпоративные ценности и принципы.

Результативность работы по формированию представляемого опыта подтверждается наличием источников, в которых представлена история становления и создания колледжа. Для удобства получения информации были разработаны специальные QR-коды.

Сайт колледжа предложит Вам подробное описание исторических этапов становления и развития колледжа в форме страницы «Летопись колледжа» и «Заслуги колледжа». В структуре главной страницы сайта размещён ресурс «Поклонимся великим тем годам», а рубрика «Портфолио» содержит «Юбилейный видеоархив».

На сайте колледжа фиксируются и значительные события сегодняшнего дня в новостной ленте. Для каждого работающего педагога оформлено «Портфолио педагога», в котором отмечаются все достижения, которые ими достигнуты. Также есть страницы «Наши служащие» и «Наши работники АХЧ»

Особое место занимают страницы «Наши ветераны», «Семейные династии» и «Лучшие в профессии». А страница «Почетные работники колледжа» постоянно пополняется.

Виртуальный музей колледжа – это и электронные экспозиции коллекции исторических материалов по различным тематикам, электронное их хранилище и координирующий центр и студия. В координирующем центре «Виртуальный музей» координируется работа по сбору исторической информации, её обработке, публикациям. Как студия «Виртуальный музей» предоставляет возможность учащимся обучиться современным технологиям в среде виртуального пространства в ходе активного творчества и участия в совершенствовании «экспозиций», в обновлении «залов», пополнении электронных коллекций.

На страницах сайта вы найдете электронную версию книги «Родной столице - наш славный труд!» - это воплощение тех ценностей, на которые мы акцентируем внимание. Она написана в честь 50-летия Минского государственного колледжа электроники, в честь 10-летия со дня основания Центра социальной и профессиональной реабилитации детей с ограничениями в развитии, приурочена к 950-летию г. Минска и посвящается системе профессионально-технического образования. Книга создана в знак благодарности всем поколениям руководителей, педагогов и учащихся, родителей и друзей колледжа, тем, кто на протяжении пятидесяти славных лет его биографии достойно участвовал в творческой жизни этой уникальной кузницы кадров. Уже на стадии рецензирования книга получила положительную оценку многих известных людей. История становления системы профессионального образования Республики Беларусь описывалась и ранее. Имеющая информация в книге систематизирована, представлена в едином стиле, дополнена новыми фактами.

Разные разделы в книге представляются по-разному. Некоторые разделы описывают конкретные шаги в истории, созданы в форме информационно-справочной панорамы – календаря уникальных событий. В форме тщательно выполненных аналитических материалов представлены разделы, посвящённые использованию в колледже передовых технологий обучения и воспитания молодёжи, представляются в книге и публицистические материалы, зовущие к диалогу с читателем, иллюстрируют такие ценности коллектива педагогов и учащихся, как стремление к вершинам и достижениям, организованность и терпение в период трудностей, преданность колледжу.

Материалы разделов книги «Поклонимся великим тем годам», «Настроим сердце на любовь» – эффективная содержательная основа для описания нравственных ценностей коллектива. К ним относятся особое поклонение и человеческая забота о ветеранах войны, ветеранах труда, зарождённая впервые в колледже десять лет назад особая традиция помощи и заботы о детях-инвалидах.

Особой теплотой, восхищением и благодарностью пронизаны страницы книги в разделах «Как молоды мы были…», «Наши судьбы в единую слиты!». Некоторые страницы посвящены тем, кто укреплял и множил звенья «культурной сети» поколений педагогов.

Такие обязательные атрибуты организационной культуры как символика и корпоративный дизайн значимое место занимают в формировании корпоративного патриотизма, способствуют декларированию и закреплению корпоративных ценностей.

В настоящее время стало традицией проведение экскурсий для гостей колледжа и для абитуриентов по маршруту «Мосты поколений». Те, кто у нас был, наверное, обратили внимание на комплекс стендов информационно-воспитательного содержания «Мосты поколений» иллюстрирующие исторические этапы становления и развития колледжа, представляющие ветеранов учреждения образования и легендарных личностей системы профессионально-технического образования, награды и памятные кубки.

На этом маршруте в 2017 году появилась новая экскурсионная остановка «Бессмертный полк». На стенде «В строю всегда, в памяти навеки!» размещаются фотографии и информация о родственниках сотрудников и учащихся колледжа, погибших в Великой Отечественной войне.

Особую воспитывающую роль играют такие символы, как «Логотип колледжа», «Эмблема колледжа», плакат символ, который часто используется для оформления титульных листов творческих работ педагогов и учащихся; «Клятва первокурсника», «Клятва выпускника», «Гимн колледжа», ритуалы: внос и вынос знамени колледжа; исполнение гимна колледжа; Награждение педагогов сертификатами в различных номинациях, памятными медалями трех степеней «За верность профессии и преданность коллективу» трех степеней, памятным знаком «Ветеран колледжа электроники»; присвоение звания «Почётный работник колледжа».

Результативность нашей работы подтверждают традиции, которые нашли свое место в организационной культуре колледжа.

В печатном органе колледжа, в газете «220 Вольт» постоянно ведутся ряд рубрик, имеющих отношение к истории развития колледжа и к тем ценностям, которые мы формируем.

Традиционным становится у нас волонтерское движение. Волонтеры колледжа уже много лет шефствуют над республиканским клубом «Боевые подруги» и Минским отделением объединения «Несовершеннолетние жертвы блокады Ленинграда». Работает волонтерский клуб «Помоги ветерану», юбилейные вечера – это тоже традиции нашего колледжа.

Среди исторических традиций особое место занимают встречи серии «Выпускники, которыми гордится колледж»: с лауреатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи выпускниками, удостоенными государственных наград выпускниками – «звёздами» эстрады и спорта.

Результативность проведенной работы подтверждается и анкетированием учащихся и педагогов. Проведенная в колледже воспитательная работа мотивировала учащихся на изучение и развитие истории колледжа и способствовала формированию у них ценностей и принципов, обозначенных в корпоративном кодексе учреждения образования.

В анкетах педагоги отмечают, что на сегодняшний день есть большие основания гордится за материально-техническую базу  учреждения образования, сплоченность, целеустремленность, работоспособность коллектива, за успехи, достигнутые ими.

Одна из целей, которая сейчас стоит перед нами: сформировать реальную, социально устойчивую личность, способную в предлагаемых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества.

В нашем колледже ведется подготовка специалистов по различным направлениям деятельности, в том числе и специалистов в области информационных технологий. В информационном обществе, в котором все мы живем, все люди должны владеть информационной компетентностью, тем более специалисты, которых мы готовим. Специалистам же в области информационных технологий предстоит ставить нашу страну на рельсы цифровой экономики. К ним предъявляются особые требования. Вот поэтому развитию информационной компетентности будущих специалистов в колледже уделяется особое внимание.

В колледже в рамках работы по воплощению в жизнь идей цифровой экономики, а также в рамках подготовки к конкурсам разных уровней и специализации профиля «Программное обеспечение информационных технологий» – «Программное обеспечение обработки экономической и деловой информации», ведется работа с высокомотивированными учащимися по созданию, апробации и внедрению программного обеспечения, позволяющего решить поставленные задачи цифровой экономики для системы образования. А именно: сформировать и внедрить в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики; система образования обеспечивает всестороннее развитие человека в новой цифровой среде и выявляет таланты.

В свою очередь данное направление позволило реализовывает запросы работы колледжа по документообороту, ресурсо- и энергосбережению, автоматизации работы всех звеньев и т.п. Поэтому в новые страницы летописи наших достижений свою лепту вносит и молодое поколение.

Большое количество наград, полученных учащимися и педагогами за период формирования опыта может тоже служить подтверждение корпоративного патриотизма у субъектов образовательных отношений. Среди этих наград есть благодарственные письма Президента Республики Беларусь, Почетные грамоты Парламента Республики Беларусь, Государственного комитента по науке и технологии и др. вышестоящих организаций.

Обобщая результаты проводимой нами работы можно сказать, что она способствовала и будет способствовать:

  • созданию единого нормативного поля, которое служит средством поддержания определенных образцов поведения, моделей поведения, целесообразных с точки зрения традиций учреждения образования;
  • закреплению в коллективе, обозначенных в Корпоративном кодексе ценностей, норм, правил, традиций, символов и ритуалов;
  • усилению внутренней интеграции коллектива, процесса вовлеченности в дела УО, большей согласованности в действиях педагогов, мобилизации педагогов и учащихся на достижение поставленных целей;
  • формированию у педагогов и учащихся корпоративного патриотизма, эмоционального сопереживания к корпоративным проблемам;
  • сохранению преемственности поколений, формированию уважительного отношения молодых людей к результатам прежних свершений, исключению разрыва морально- этических связей между поколениями;
  • формированию позитивного имиджа учреждения образования.