ОЛИХВЕР ВАЛЕНТИНА АДОЛЬФОВНА,

мастер производственного обучения 1 категории,
 выпускница технического училища №76 (сегодня Минский государственный колледж электроники)

 «Самым важным явлением, самым поучительным предметом, самым важным примером для ученика является сам учитель»

А. Дистервег (1790-1866)

Я всегда хотела о ней написать, или рассказать о ней молодым мастерам производственного обучения. И даже выступить на педагогическом совете. Почему? Мастер производственного обучения Валентина Адольфовна Олихвер, по моему глубокому убеждению  – учитель, настоящий учитель профессии. Она – одна из редких работников профтехшколы. Согласитесь, основная сложность становления мастера производственного обучения как педагога  — умение сочетать высокую профессиональную квалификацию с качествами воспитателя. Знание производства и жизненный опыт способен передать воспитанникам только настоящий профессионал, энтузиаст своего дела, пользующийся авторитетом у молодёжи и являющийся для учащихся примером для подражания. Ее ученики говорят «Это написано о ней».

Ни одна из ее учебных групп за почти полувековой период работы  Валентины Адольфовны не согласится с тем, что мастер  ограничивается в своем наставничестве рамками учебной программы. Большее значение для них всегда имели ее личностные, человеческие качества. Авторитетом у подростков она всегда пользовалась потому, что была истинным лидером, человеком разносторонним и потому интересным. Она хорошо разбиралась в литературе и искусстве, поддерживала всех, кто занимался спортом, всегда умело организовывала внеурочную работу и досуг учащихся.

Роль мастера как воспитателя всегда сложна для нее, но любима. И потому она по сей день подтверждает истину – эффективное влияние на учащихся могут оказать только люди, неравнодушные к окружающим, отзывчивые, энергичные, искренне любящие своих воспитанников и сопереживающие им. И это есть описание ее особенного профессионализма. Точь в точь.

Встреча со знаменитым Юрием Левитаном, народным артистом СССР, диктором Гостелерадио СССР. В.А.Олифер – четвертая в первом ряду.

Она всегда была и остается замечательным педагогом и психологом, способным планировать и корректировать воздействия на учащихся, учитывать особенности их восприятия, возможности и интересы. И сегодня ей всегда удаются решения сложнейших воспитательных проблем. А причиной является уникальная педагогическая способность – понимание мастером трудностей, испытываемых учащимися при овладении профессией, причин их ошибок и выработка особой, своей системы учебно-воспитательных  мер предупреждения и преодоления недостатков.

Каждый мастер  создаёт свой педагогический стиль. Однако в практике Валентины Адольфовны сложились определённые критерии опыта, свойственные лучшим мастерам. Это чёткая организация уроков и других занятий, рациональное использование учебного и рабочего времени, продуманный подбор производственных  заданий, создание непринуждённой и деловой атмосферы, способствующей поддержанию интереса воспитанников к учению и творчеству.

Показателями педагогического мастерства также являются взаимоотношения с учащимися. Когда общение между мастером и воспитанником строится на доверии, доброжелательности и взаимном сотрудничестве – успех неизбежен.

А важнейший критерий воспитательной деятельности ее как мастера — педагогический такт, который характеризуется выдержкой, терпимостью, разумной требовательностью и настойчивостью. Как ей удается установить дружеские и одновременно принципиальные отношения с учащимися?

Секрет прост.  Ориентация на положительные качества личности подростка, вера в его силы и успех. А за учителем профессии остается немногое – творческая активность, стремление к совершенствованию, поиск новаторских форм

ПО ТРУДУ И ЧЕСТЬ!

работы.

…Еще совсем юной девчонкой, решившей стать специалистом рождающейся в 60-х передовой отрасли с экзотичным названием «Микроэлектроника», она поняла – основой профессионального становления  специалиста являются сформированные у него трудовые привычки и трудолюбие.

Валентине, одной из трех сестер из трудолюбивой семьи в небольшом селе Гродненской области, уже к окончанию средней школы (а удалось закончить школу только ей, младшей из трех сестер) стало понятно: отношение к труду — важнейший элемент духовной жизни человека. Но было бы наивным считать, что трудолюбие воспитывается только в процессе труда. Как важнейшая черта морального облика человека оно воспитывается и в процессе

В группе 16-С учились самые красивые девчонки.  И Валя Соколовская – в их числе!

его духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и воля, тем ярче проявляется у него склонность к разнообразным видам трудовой, профессиональной деятельности.

Вот почему с первых же дней обучения в новом училище с простым названием ТУ-76 электротехники в 1966-1967 гг. Валентина старалась не терять ни одной минуты в стремлении добиться вершин в деле становления себя как специалиста. Но не просто исполнителя серьезных алгоритмов в процессе работы оператора диффузионных процессов, а творческого, постоянно работающего над собой человека. Недаром от имени Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию сразу после окончания училища ей предложили продолжить обучение в среднем специальном учебном заведении г. Тбилиси, а затем и в  кузнеце рабочих кадров в г. Свердловске. Сдав экзамены, она вернулась в родной Минск в любимое ТУ-76. Удивительный человек, первый директор училища А.М. Гармоза, выразив особое доверие ей как специалисту, предложил стать мастером производственного обучения совсем новой профессии – «сборщик полупроводниковых приборов».

Это доверие и поддержка стали основой для дальнейших успехов ее питомцев.  Среди них сотрудники «Интеграла»: Хитрик Ольга, заместитель главного экономиста, Кузнецова Евдокия, мастер передового цеха, всю жизнь проработавшие на родном предприятии. Это наши коллеги, мастера производственного обучения Людмила Ивановна Таркова, Ольга Александровна Акулич и сотни других выпускников училища, оставшихся преданными принципам своего мастера-наставника – учителя профессии.

Валентине Адольфовне всегда удавалось сформировать человека, который не может жить без серьезного дела, ищет его, находит свое счастье в профессиональном творческом труде. Этой задаче она всегда подчиняет  подготовку учащихся, организацию работы в группе,  проведение производственных практик.

Осваивая новую профессию сборщика, она прошла стажировку по профессии задолго до того, как приступила к урокам производственного обучения в своей первой группе сборщиц. За большой вклад в обучение и воспитание рабочих для народного хозяйства страны Олихвер Валентина Адольфовна награждена медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть». Присвоение ей звания «Отличник профессионально-технического образования БССР» было вполне ожидаемым событием в истории учебного заведения.

Необходимо оговорить одно важное обстоятельство. У мастера реально есть лишь несколько «инструментов» воздействия. Но все они «работают» только при условии партнерства наставника и учащегося. Вот некоторые реальные, на мой взгляд, приемы взаимодействия, которые присущи Валентине Адольфовне как мастеру. Представляется, что, прежде всего, следует реально показать учащимся: в этой жизни они смогут занять достойное место в обществе при одном важном условии — стать настоящим мастером в своем деле, прекрасным профессионалом. И реализация этой задачи почти полностью зависит только от самого учащегося — нужно захотеть. Захотеть самому вырваться из рамок не самой обеспеченной жизни, получить возможности изменить условия проживания своей семьи, приобрести компьютер или лучший телефон т.п. Тогда мастер как специалист сделает все, чтобы передать свои умения, а у учащихся появится совершенно реальный способ достичь желаемого.

Если учащиеся удостоверятся в том, что перед ними действительно прекрасный знаток своего дела, желание стать таким же «асом» станет серьезным мотивом в учебе. Следовательно, успех придет при условии, когда сам учащийся будет призван в союзники и сознательно станет им.

Второй и очень важный фактор — это постоянно подчеркивание  уверенности в том, что «все у нас получится!» Именно «у нас», то есть, не разделяя себя с учащимся, считая общим дело учебы. Такая уверенность не может не найти отклика со стороны учащегося, не может не сделать последнего единомышленником. Мастер в этой ситуации рассматривается учащимся не как человек «по ту сторону баррикады», а как друг, приходящий на помощь, когда она необходима.

ВЕСНА. ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО!

Валентина Адольфовна – всегда в потоке активной общественной жизни. Она любит и ценит свой педагогический коллектив, остается ему преданной и достойно несет звание «Ветеран Минского государственного колледжа электроники». Она неоднократно назначалась председателем методической комиссии мастеров производственного обучения, избиралась членом профсоюзного комитета, сегодня с успехом представляет ветеранов нашего учебного заведения  в Совете музея истории колледжа.

Вот и сбылась моя мечта написать об этом замечательном человеке. Пусть гордость за яркую, самобытную и успешную деятельность педагога-профессионала передастся и вам, наши дорогие читатели.