НЕМЦЕВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА,

 мастер производственного обучения, выпускница технического училища №76 (сегодня Минский государственный колледж электроники)

Это вам не пустяк, далеко не пустяк –

По ночам группа снится.

Это надо же так, это надо же так

В свою группу влюбиться.

И бумаг виражи, и сердец витражи,

И программы, и планы.

Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,

А ведь это немало…    

С первой нашей встречи мне казалось, что мы давно знакомы. А потом все стало понятным: Надежда Александровна – мастер производственного обучения. А, значит  – своя, из прославленной системы ПТО.

Когда в 1979 она заканчивала сельскую школу, странная мечта одолевала эту юную выпускницу – мечта о научно-производственном объединении «Интеграл». Странно, но факт. Прославленное объединение, уникальное для 80-х, известное как передовой гигант мирового уровня, привлекал не только своим технологическим имиджем. Она была уверена, что нужна этому производству – целеустремленная, трудолюбивая, настроенная на успех.

В этот исторический момент попасть в прославленный коллектив «Интеграла» можно было только, закончив не менее известное в республике техническое училище №76. Уже на первых этапах своего существования оно состоялось, как неоднократный участник престижных выставок и конкурсов профессионального мастерства, учебное заведение с прекрасной командой педагогов-профессионалов.

… Приехав в столицу вместе со своими подругами, Надя прошла конкурсные испытания (кстати, только она одна из трех была зачислена) и поступила на учебу, чтобы получить квалификацию «Сборщица полупроводниковых приборов».

Группа была настоящая, студенческая – учеба с большим интересом, жизнь, полная стремлений добиться успеха. И это не случайно. Мастером производственного обучения  группы была Тамара Ярославна Мамчиц – «мастер-оркестр», замечательный педагог, способный организовывать, объединять, предлагать самое интересное, самое креативное. Чего стоили только импровизированные концерты на картошке!  А экскурсии группы-победительницы соревнования по городам страны!  И замечательные уроки производственного обучения, недели практики на прославленном производстве и, наконец, направление на работу – все сбылось, свершилось.

Надежда Александровна со своей группой

Надежда Александровна вмиг повзрослела. Приходила на работу раньше всех, настраивала установку, готовилась к экстремальной ситуации –  работать без наладчика – и даже взяла на себя ответственность обслуживать сразу несколько установок, чтобы не было простоя. Девушка была убеждена: мечту можно считать осуществленной только в том случае, если ее работа  действительно важна и востребована, качественна и высокопроизводительна. Вот такими они были, юные «интеграловки»!

А потом были годы замечательной работы, когда самое сложное оборудование легко «подчинялось», результаты были победными, а любовь к объединению росла. А значит, требовалось идти вперед. Снова пришлось выбирать – где продолжить образование? Отрасль передовая, современная. И выбрала уже в то время «звездный» вуз – Минский радиотехнический, факультет «Радиоинженерный». Работала и училась.  И добивалась всего, о чем мечтала, достигала всего, что планировала.

Но все не так просто в этой жизни. Ведь кроме работы и учебы  было много других важных и захватывающих дел. Например, было крайне важно помочь родным и близким растить детей, быть всегда рядом со стареющими родителями, не забывать преданных подруг и всегда быть в замечательной форме – веселой, активной, интересующейся. И …участвовать, участвовать, участвовать. Значит, быть неравнодушной! Как это присуще мастеру Немцевой Надежде Александровне и сегодня!

…Первые годы перестройки, сложные 90-е. Пришлось покинуть любимый «Интеграл». А уже была своя семья, рос сын, рождались новые планы. И характер снова и снова помогал пройти испытания временем. И позвала новая веха, родилась надежда вновь вернуться на производство. Но уже вместе со своими учащимися. Так она стала мастером производственного обучения.  

Сегодня Надежда Александровна – опытный педагог. Она подготовила не одну группу к очень важному для страны производству, воспитала выпускников, которые завершили полный курс обучения в колледже – закончили и второй уровень обучения, получили среднее специальное образование. Она с гордостью произносит сегодня «мои ребята» и ждет их каждый раз, когда после теплого и очень важного телефонного звонка организует встречу с ними, чтобы вновь вернуться к дням, прожитым вместе, наполненным таким трудным, но реальным педагогическим счастьем.

Надежда Александровна – успешный педагог. Ее уроки охраны труда запоминаются надолго, они интересны и понятны учащимся. Ей чужды сухие «зубрежки» и «делай, как я!». Она ведет учебные занятия активно, эмоционально, доступно и понятно. Ее искренняя забота о безопасности и здоровье молодых формирует веру в важность и нужность предмета – учащиеся начинают понимать значимость всем известного призыва «Помоги себя сам!». А помогает в работе все тот же любимый завод.

Все законы, правила, нормы охраны труда изучаются на уроках непосредственно на примерах производственной деятельности, на реальных событиях и средствами ситуативных задач. А что может быть понятнее, убедительнее и ценнее!

Так состоялся замечательный «учитель профессии». Девушка из той, молодой электронной отрасли, сама того не осознавая, зажгла факел особой любви к жизни и профессии и вот уже много лет несет этот факел, чтобы передать  его своим ученикам. Пожелаем  ей успехов!