ЧЕРЕМИСИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

 Начальник отдела по воспитательной работе с молодежью , выпускницы технического училища №76  (сегодня Минский государственный колледж электроники)

 «Уча, учимся»

 Сенека

Этот портрет хотелось бы писать особой «кистью» – легкой, изящной, жаждущей быть инструментом для удивительной палитры, краски которой неповторимы, никогда не бледнеют и очень неожиданны.

 Согласитесь, трудно себе представить, как могло такое случиться: привлекательная, отличающаяся необыкновенной внешностью выпускница одной из передовых минских школ с углубленным изучением английского языка, вдруг становится учащейся технического училища, а позже и его именитым мастером производственного обучения. Неожиданный поворот судьбы? Да, именно таким событием может быть отмечен тот день, когда вроде бы понятный всем план поступать в институт иностранных языков вдруг перестал быть мечтой. И хотя набор в прославленное техническое училище №76 электроники уже был завершен, дорога сомнений и поиска привела ее прямо сюда. И успокоило сердце и душу. На нее, изящную и нестандартную, смотрели добрые глаза  директора училища Якова Федотовича Олейникова. Взглянув буквально «одним глазом» в ее замечательный аттестат зрелости, он сказал: «Мы Вас принимаем, хотя набор у нас завершен».

Какая-то особая внутренняя сила девушки сразу стала понятной нашему опытному руководителю, привлекла его особой энергией, отраженной в глазах, позволила избрать дорогу, которую потом она назовет своей судьбой – педагогической судьбой.

«Многому я научился у своих наставников,

еще большему -  у своих товарищей,

но больше всего -  у своих учеников»

Леонардо да Винчи

Любой учитель признается, что его работа – это долгий, очень сложный путь, нескончаемая дорога к вершине, которая называется «личность учащегося». «Учитель профессии», каким является мастер производственного обучения, скажет эти слова с особой гордостью.  Ведь он сам был «начинающим», сам был учащимся, сам начинал свой путь с первых шагов в профессиональном становлении, с первых успехов и неудач. Ольга Александровна абсолютно уверена в том, что именно среди своих дружных, трудолюбивых одногруппниц и благодаря своим мастерам производственного обучения Валентине Адольфовне Олихвер и Татьяне Михайловне Чурак, она успешно пережила сложный «старт» в профессии сборщицы полупроводниковых приборов. И это был успешный старт достойного специалиста и преданного своей профессии человека. Позже она закончила прославленный физический факультет Белорусского государственного университета, добилась  заметных успехов на производстве, оставила след инициативного, увлекающегося человека в своем производственном коллективе.

Дорога к вершине привела ее к учащимся группы операторов полупроводникового производства среднего профессионально-технического училища №76, которых она успешно подготовила для работы на прославленном в то время научно-производственном объединении «Интеграл». Они стали ее первыми учащимися, ее опорой и гордостью. Согласитесь, воспитать личность профессионала, созидателя – задача не из легких.      Они достигали вершин профессии вместе – Ольга Александровна была всегда рядом – и в трудные  часы постижения сложных навыков «разговора на ты» со сложными установками-автоматами, и в дни подготовки к экзаменам, и особенно в минуты сомнений на «перекрестке мыслей, мнений, позиций». Кстати, она и сегодня одна из ценных «мыслителей» в любимом педагогическом деле. С ней советуются, ссылаются на ее опыт, прислушиваются к ее аргументам. Вот что значит стать педагогом не по пособиям и книжкам, а благодаря пройденному совместному со своими учащимися жизненному пути.

            Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

Плутарх 

Этот хорошо известный всем педагогам афоризм для Ольги Александровны не просто цитата из трудов великого философа. Пожалуй, это девиз ее ежедневного труда. И девизом  это изречение стало неслучайно.


А все началось с первой группы секретарей-машинисток, мастером производственного обучения которой ей предложили стать. Задача была поставлена сложная, но важная. Это был рубеж столетий. Из ХХ века, индустриального и весьма драматичного, человечество переходило в новое тысячелетие, в век ХХI – информационный. Компьютер или человек – кто будет победителем в соревновании людей и машин? Технологии или личность новой эпохи так важны для развития человеческой цивилизации?  Она была уверена: технологии важны, но не они главное. Нужен обновленный ресурс для их применения – человек грамотный, стремящийся познавать, готовый к вызовам времени, но сохранивший особый, истинно человеческий потенциал – общительность, инициативность, доброжелательность. И творчество. Пожалуй, последнее и стало ее педагогическим кредо.

             Кто в учениках не бывал,

тот учителем не будет.

Боэций

Она начинала с изучения основ творческой деятельности, с «ликбеза» начинающего творческого педагога. И это были не курсы повышения квалификации, не «штудирование книг и конспектов». Это были счастливые дни и годы поиска чего-то нетрадиционного, удивляющего участников и вдохновляющего организаторов.

Если информационный час – очень эмоциональный, если воспитательная беседа – всегда трогательная, доверительная, если экскурсия – удивительная и понятная. И постоянный рост в  профессии – от освоения основ компьютерной грамотности до получения водительских прав. Училась, чтобы быть примером для своих воспитанниц. И никогда ничего не скрывала, двигаясь к цели: проводила открытые уроки и воспитательные мероприятия, чтобы находить «слабые места» своего педагогического поиска, участвовала в самых сложных общих делах, планировала многое из того, чего никогда не делала. Словом, занималась творчеством.  И достигала результата. Особенно это просматривалось в фактах успешности ее учениц, удачно продолжавших учебу на втором уровне обучения – в группах секретарей-референтов.

Но, что самое главное и удивительное – она была для них настоящим другом, преданным наставником, понимающим взрослым.

Я вспоминаю дни, когда в семью одной из моих учениц – Оксаны Новичковой – пришла страшная беда. Она чудом уцелела в страшной автокатастрофе, а ее мама и жених – погибли. Трудно представить, а тем более рассказать, что переживала в те страшные дни эта девушка, кстати, очень сложная по характеру, неустойчивая в ценностях и малопонятная даже близким. Ольга Александровна стала одной из тех, кто окружил ее, свою ученицу,  теплом и заботой, вниманием и терпением. Она не позволяла оставаться ей одной даже ночью, разделяла с ней страх в такой знакомой, но уже пустой квартире, просто поддерживала физически, обеспечивая продуктами и средствами первой необходимости. Мало того, она подавала пример, как следует заботиться о тех, кто нуждается в этом. Впоследствии этот факт сыграл особую роль в жизни девчонок нашей любимой группы 75 (Ольга Александровна была мастером производственного обучения, а я была куратором группы).

 Выпускницы группы стали успешными нашими воспитанницами. А знаменитые стихи Оксаны   Новичковой «А кто-то сегодня не вернулся домой…», посвященные жертвам террористического акта в минском метро, обошли страницы целого ряда изданий, как самые искренние и теплые для близких погибших. Как когда-то и она, незнакомые ей люди оказались в «объятьях страшной ночи» наедине с бедой и нуждались в поддержке и понимании, которые так талантливо и по-доброму выразила автор в своих искренних строчках. Эти стихи стоят того, что бы вспомнить их еще раз…

С утра в понедельник все шло как всегда,
Никто и не знал, что крадется беда,
В метро все спускались, заботы забыв,
Пока не раздался на станции взрыв.
 
Пожарная, скорая, люди из СМИ…
Дым черный и едкий идет из земли,
Осколки, обвалы и клочья вокруг,
На лицах застыл дикий ужас, испуг.

Кругом одни стоны, плач, возгласы, крик,
И раненный у тротуара старик,
Девчушка, чьи руки в багровой крови,
Чье сердце от страха в ком сжалось внутри.

Звонки по мобильным, сбой сети, толпа.
"О Боже, спасите, она умерла!"
Носилки и громкий отчаянный плач,
Но смерть, как и боль, – бессердечный палач.

Кругом неспокойно, кругом суета
"Тройчатку и бинт, нет же, это не та!
Ставь капельницу и грузи поскорей,
Ну, действуй давай, здесь не время соплей!"
У бедной бабульки стал черным берет,
Потеряна сумка, где взять на билет?
Другие пытаются чем-то помочь,
Отец ищет где-то пропавшую дочь.

Кругом сигарет разлетается дым,
Все ищут друзей и звонят по родным,
У парня истерика, крупная дрожь:
"Родная, скажи мне, что ты не умрешь!".

Все в саже и гари, и лица, и вид,
Потушен пожар, но внутри все горит.
Лицо у мужчины изранено в кровь,
Подтеки под глазом, разорвана бровь.

И радость везучих: "Ура, пронесло!".
И горечь утраты: "Скажите, за что?".
Боль раненых с плачем и кучка зевак:
"Ого! Ничего себе! Как это так?".

Кто смотрит ТВ – молча прячется в плед,
Как будто бы это избавит от бед.
Другие звонят в пять ближайших больниц
И ищут родных среди раненных лиц.

Кому надоел наш пленительный мир?
Иль цели у вас – попасть в телеэфир?
Вы рады? Добились? Довольны собой?
А кто-то уже не вернется домой!..

Как важна была эта поддержка в те печальные и страшные дни нам всем!

Годы интересной и весьма плодотворной работы с группами секретарей сыграли огромную роль в становлении педагога.        Но только сегодня уже состоявшийся педагог Ольга Александровна Акулич поняла, что активная педагогическая деятельность и творчество тогда, на стыке веков, в группах престижных и интересных для молодого педагога были всего лишь началом самого важного и серьезного в ее педагогической судьбе. Она подготовила себя к большему, более продуктивному, по-настоящему ответственному – к работе с детьми…с ограниченными возможностями. 

Тот учитель хорош,

 чьи слова не расходятся с делом
Катон

Они встретились неслучайно – небольшая группа детей с особенностями развития, желающих получить образование в сфере, связанной с компьютерной техникой, с современной электроникой. Странно, но много лет назад, когда Ольга Александровна впервые переступила порог своего учебного заведения, она ведь тоже мечтала об этом. И достигла многого. Вот почему согласилась работать в таких группах сразу, не сомневаясь, что справится.

Как и она в свое время, они нуждались в понимании и поддержке, вере в себя и в преодолении трудностей, в открытых и располагающих к себе душах наставников. Поэтому, какой ей быть, как строить отношения,  сомнений не было – отдать весь свой опыт, талант и любовь к детям всецело, преодолеть любые трудности, создать свою педагогическую систему в работе.

Она отдавала все свое рабочее и свободное время осуществлению главной задачи – создать условия для реализации замечательных способностей детей с особенностями. Ее сразу поразило их искреннее стремление освоить азы профессии досконально, преодолевая любые трудности, а потом поступить и на второй уровень обучения. Эту веру в свои силы, готовность добиться успехов она поддержала, создав в группе атмосферу постоянного движения к успеху, «высоковольтной активности»,  совместного творчества и удивительных событий, прожитых вместе.  Поездки, экскурсии, интересные встречи, концерты, кинотворчество, спорт и, конечно, профессиональное становление – группа всегда участвовала в конкурсах профессионального мастерства, добросовестно и с большим интересом готовилась к занятиям, успешно сдавала самые сложные экзамены. И это далеко не полный список «режима работы» ее подопечных.

Но, пожалуй, вершиной их совместной работы стало создание театрального коллектива и постановка первого спектакля. Это был удивительный педагогический опыт, открывший детям с ограниченными возможностями путь к разностороннему развитию и жизнелюбию, способ укрепления веры в себя и свои возможности.

Приходили новые воспитанники, а опыт совместного творчества оставался и вел к успеху.

Сегодня Ольга Александровна снова работает с будущими секретарями. За плечами большой путь, пройденный в постоянном поиске, но с особым вкусом трудных, но закономерных побед. Пусть же факел этих важных для нас всех побед разгорается и дальше! Успехов и счастья Вам, дорогая Ольга Александровна!