КОЗЫРЕНКО ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

заведующая отделением, ветеран системы профессионально-технического образования, ветеран колледжа, мастер производственного обучения 1 категории, выпускница  технического училища №76 (сегодня Минский государственный колледж электроники).

 

«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбыкак истории планет.
У каждой все особое, свое.
И нет планет, похожих на неё».

Мне всегда хочется остановиться, чтобы пообщаться, когда я встречаюсь с этим человеком в колледже. Слишком многое связывает Галину Васильевну с нашими родными стенами, с историческими страницами совместной жизни большого коллектива замечательных людей, поставивших это учебное заведение «на ноги», людей, наверное, навсегда «запаливших» факел неравнодушного, по-настоящему добросовестного каждодневного труда на многие годы вперед. 

Хочется остановиться еще и потому, что обязательно окажешься свидетелем того, как своего завотделением приветствуют ребята, и как Галина Васильевна постоянно отвлекается, не желая пропустить мимо себя хотя бы одного из своих воспитанников. Здорово! Можно сразу окунуться в атмосферу такого важного для нас педагогов стиля взаимодействия, который можно без сомнения назвать «Мы не рядом. Мы  –  вместе!». 

Молодой мастер Галина Васильевна вместе с группой проводила военно-патриотическую работу, в частности, исследование  жизни героя-подпольщика Исая Казинца, чьим именем названа наша улица. В центре – сын И. П. Казинца

Как это у нее получается? И, кстати, получалось всегда…

Еще в далеком 1966 году, когда она могла стать студенткой любого престижного вузы страны (окончила школу с хорошими результатами, воспитывалась в дружной трудолюбивой семье, была «старшей сестрой»  для своих «младших»), но выбрала – «Быть вместе!» со своей страной, со своими сверстниками, со своей эпохой. Вот почему и пришла она в открывающееся в этом легендарном для всех нас году техническое училище №76 электротехники, Согласитесь, не шутка ведь приобрести девушке из небольшого белорусского поселка в Клецком районе профессию «сборщицы полупроводниковых приборов». Уже тогда, в свои восемнадцать, она была «девушкой с характером», готовой к большим свершениям.  А характер этот был не просто упрямством, не амбициями или желанием кому-то что-то доказать.  К успеху, как оказалось, привели особые жизненные и профессиональные правила, которые  позволили открыть в Галине Васильевне замечательные черты педагога и организатора, мастера и наставника, надежного сотрудника и коллеги. Вот некоторые из них.

Не стареют душой ветераны. И это – ПРАВДА!

1.Учащегося надо учить качественно, потому что это – честь и удовольствие для вас.

Она никогда не шла на урок в свою мастерскую неподготовленной. И готовность была не в том, что с собой всегда был план. Вся мастерская, от уникального оборудования до внешнего вида мастера, говорили: «Они (учащиеся) должны мне доверять. Будь для них честной и гордой,  покажи, как они дороги тебе,  и каким важным для тебя является дело, которому служишь».

2.Работайте с энтузиазмом. И передавайте его им – людям из будущего.

На протяжении ряда лет в составе большой группы мастеров производственного обучения еще в восьмидесятых Галина Васильевна с удивительным интересом и добросовестностью участвовала в разработкеи внедрении таких важных сегодня, в ХХIвеке, модульных технологий. Это были технологии, гарантирующие результат, так как были действительно технологиями, причем разработанными для каждого и настраивающие на успех каждого. Такие подходы вдохновляли, заставляли выполнять работу не ради премий, грамот или других наград. Это был настоящий энтузиазм педагогов-производственников. А международный уровень проектов (впервые за годы существования училища Международная организация труда предложила сотрудничать в отрасли, крайне важной для любой страны мира – микроэлектронике) придал особый интерес, поддержал и позволил преодолеть трудности. А энтузиазм остался. Сегодня Галина Васильевна не изменила тем дням и событиям. Любые новые проекты вовлекают ее, несмотря ни на какие препятствия и проблемы. 

Хорошо, когда все понятно! Галина Васильевна на уроке производственногоо обучения в своей мастерской

3.Давайте детям всё непринужденно и радостно; хорошо заняться самодисциплиной в этом отношении – для блага детей вы должны осознать, хорошо ли вы себя ощущаете в своей жизни, уверенно ли вы держитесь, что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

В этой позиции она узнаваема. Радостное и светлое отношение к каждому, требовательное и принципиальное – к себе, особо проявлялись в ней всегда и, тем более сегодня, когда она ответственна за очень важный для нас всех участок работы – профессиональную  ориентацию. С восторгом можно наблюдать, как новоиспеченные первокурсники «крутятся» вокруг самого знакомого и самого надежного на период всего первого курса человека. Значит она смогла стать «своим», добилась доверия и расположения. Согласитесь, это нелегко в условиях большого, абсолютно нового детского коллектива.

4.Постоянно давайте учащемуся новую информацию; когда информация переработана, сделайте ее применение естественным, всеми  освоенным и не слишком многозначительным.

Обращаю внимание на стиль проведения Галиной Васильевной линеек отделения. Она готовится к ним тщательно, комплексно, своевременно. То же касается подготовки ее к заседаниям педагогического совета. Собранная и обработанная ею информация многозначительна, полезна и совершенная конкретна. Подается она принципиально и заинтересованно. Все проникаются новыми подходами, доверяют результатам анализа, понимают предложенные графики и диаграммы. А потом… Исполнение корректив, следование выводам происходит как-то невзначай, спонтанно, каждодневно, без жесткого контроля, но в сотрудничестве. И это работает.

5.Верьте в учащегося. Какое для него удовольствие видеть, что вы понимаете, что он знает и умеет!

Она часто бывает на уроках. И что удивительно, в эти моменты она очень напоминает фанатичного болельщика. И за кого же болеет? Конечно, за учащегося.  Мне кажется, что после посещения занятий преподавателей, она больше разговаривает с учащимися, с теми, в кого верит и кого очень хотела бы видеть сподвижниками педагогов. Пусть успеха они добиваются вместе.

Молоденький мастер  – почти ровесница своих учеников

6.Не ограничивайте его (учащегося, молодого педагога) в индивидуальной позиции: «Оставь свои неправильные мнения при себе, а я скажу тебе правильные!».

Галина Васильевна – достойный слушатель. А как «играют» при этом ее   чувства, ее слова! Она выслушивает до конца, но в ходе общения, особенно с учащимися, всегда дает понять – «Я тебе помогу, но решение будешь принимать ты сам! И исполнять его будешь сам!». Мудро, профессионально, надежно.

Споем, девчата! Хоровой коллектив колледжа электроники

7.Всегда говорите ему (учащемуся) правду.

Когда ее о чем-либо спрашивают, она отвечает заинтересованно и аргументированно. Так Галина Васильевна готовит к жизни в будущем. Ведь наших воспитанников ждет огромное количество вопросов в будущем. А учебным планом не предусмотрен какой-либо предмет или дисциплина, обучающая давать ответы на вопросы, поставленные жизнью. На них можно научиться отвечать, только опираясь на опыт, на положительные образцы старших, взяв за основу вот такие же самостоятельно выработанные правила. Как здорово, что есть с кого брать пример, с кем вместе учиться постигать азы преодоления жизненных испытаний и трудностей.

Великолепная семерка правил приоткрыла нам, дорогой читатель, вполне понятные «секреты» ее педагогического успеха. Но Галина Васильевна всегда была не только особым исполнителем своей работы, но и замечательной общественницей, сподвижницей в решении социальных проблем коллектива. После окончания радиотехнического техникума она поступила в Высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника в Москве (ныне Академия), была членом партийного бюро училища и членом профкома, представляла колледж на многочисленных семинарах и конференциях. Она удостоена Почетного Знака «Отличник профессионально-технического образования БССР», многочисленных грамот, дипломов и благодарностей, Гранта Мингорисполкома за проект, направленный на совершенствование профориентационной работы, который сегодня успешно реализуется.

Самые красивые женщины профтеха всегда были в колледже электроники!

И еще об очень важном. Когда-то, в годы ее первых шагов на педагогическим поприще, по поручению первого директора нашего учебного заведения Александра Михайловича Гармозы она отправилась навещать учащуюся, которая долго не посещала учебу, в далекий затерявшийся белорусский поселок.  Каждый из нас знает, что такое посещение учащегося, а тем более в никому не ведомом месте. Это был морозный, но очень солнечный день Она шла по заснеженному полю, волнуясь и ожидая чего угодно. Но вдруг увидела удивительную картину – белое, освещенное ярким солнечным светом пространство, открытое ей, зовущее ее, вдохновляющее и поддерживающее. Это была удивительная гармония открытого ею мира – доброго, обнадеживающего, теплого. Так захотелось открыть этот мир нуждающемуся в ее помощи человеку, поддержать и сделать счастливым… 

На всю оставшуюся жизнь она сохранила в себе это высокое желание, этот солнечный свет и это замечательное ощущение такой важной необходимости преодоления «холода, порывов леденящего ветра» ради других, нуждающихся в ней и зовущих ее.

Спасибо Вам за это, Галина Васильевна!